- Формирование алгоритма самоуправления оптимальным рабочим состоянием и быстрым восстановлением работоспособности (настройка и поддержание).
При этом преподаватель постоянно, в каждом действии нацелен на результат, эффективное взаимодействие и стимулирование учащихся к самообучению: «Как представить учащимся новую единицу содержания курса, как организовать для ее усвоения аудиторную и самостоятельную работу каждого учащегося с учетом его личных возможностей и ограничений, как поддержать их мотивацию, как направлять и наиболее эффективно организовать их индивидуальную и групповую работу, коллективное взаимообучение и самоконтроль?»
В итоге к тестированию все учащиеся в группе подходят на 100 % усвоив материал, многократно проверив себя и убедившись в этом. Поэтому официальный тест уже является не стрессовым фактором, а способом официального признания и фиксирования успеха, стимулирующим, мотивирующим дальнейшую работу.
3.3. Для ориентации на результат самого обучающегося главными факторами, определяющими степень его готовности к успешному самообучению, являются: умение работать с информацией (навыки теоретической работы); личностный рост (степень зрелости); значимые пробелы в предшествующем обучении.
Умение работать с информацией понимается здесь как наличие следующих видов освоенной деятельности: быстро и продуктивно читать (500 – 1000 слов в минуту); осмысливать, запоминать и вести структурированные записи при чтении и слушании учебного материала; грамотно, последовательно и обоснованно строить устную и письменную речь.
Личностная зрелость означает: осознанный выбор профессии в соответствии с жизненными целями и ценностями, принятие ответственности за свое образование и профессиональную подготовку как средство личной самореализации; наличие эффективной стратегии достижения жизненных целей; объективное понимание себя и других людей, умение и готовность взаимодействовать с ними на основе сотрудничества.
Термин значимые пробелы в предшествовавшем обучении означает конкретные знания, умения и навыки, низкий уровень освоения которых делает затруднительным или вообще невозможным обучение в вузе или колледже (например, отсутствие элементарных навыков теоретической работы и низкий уровень общего развития) или продолжение обучения по какому-то учебному курсу (например, не освоенный в средней школе курс казахского или английского языка, делает невозможным освоение соответствующего вузовского курса, если он построен как продолжающий).
Необходимость практического учета указанных факторов предполагает обязательный входной контроль - тестирование по пререквизитам учебных программ до или сразу после приема на первый курс обучения, а также организацию соответствующего предварительного обучения (в общеобразовательной школе, на подготовительных курсах, в период летнего семестра перед началом учебы в вузе и колледже или же в первом семестре).
Создание теста для текущего или рубежного контроля
(примерный образец начальной работы)
Спецификация теста по учебному курсу «Личностный рост»
1. Название теста: «
Распознавание основных свойств личности»
2. Общая цель создания: инструмент самоконтроля, промежуточного и рубежного контроля по модулю «Понимание себя и других людей».
3. Задачи, решаемые тестом: выявить степень освоения признаков проявления основных свойств личности (модель Ю-А) на соответствие нормативному уровню; дать обучающимся возможность самопроверки.
4. Содержание теста: 56 заданий, равномерно охватывающих признаки распознавания в реальном поведении восьми базовых свойств личности по изучаемой модели (семь заданий на каждое свойство).
5. Время тестирования: 60 минут.
6. Вид тестирования: сплошное тестирование с раздельной оценкой (достижение нормативного уровня усвоения признаков распознавания каждого свойства и общая оценка по тесту).
7. Способы и шкалы оценки: каждое свойство считается освоенным при наличии трех и более правильных ответов из семи возможных (вероятность случайного угадывания – 0,049); если хотя бы по одному свойству число правильных ответов ниже указанного уровня, то по тесту в целом выставляется оценка ноль баллов; если все восемь свойств освоены, то общий балл по тесту вычисляется как процентная доля всех правильных ответов в общем числе заданий.
8. Уровень трудности заданий: задания считаются однородными, задача дифференциации заданий по трудности не ставилась, поскольку отрабатывается минимально необходимый и обязательный уровень усвоения (а не определение рейтинга обучающихся, который требует их упорядочения по индивидуальному уровню достижений, характерного для тестов по итогам обучения).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.