При таком конструировании теста сначала необходимо оценивать усвоение каждой тестируемой единицы (по принципу «усвоено или нет»), а затем – оценивать усвоение по всему тесту (процент правильных ответов из их общего числа вопросов или процент усвоенных единиц из числа всех единиц теста). Это дает хорошо дифференцированную шкалу оценок.
Разновидности тестов. Сплошное и выборочное тестирование.
Наиболее распространены простые и сложные тесты с однородной и дифференцированной трудностью заданий.
Простой тест состоит из примерно одинаковых по трудности вопросов-заданий и обычно предназначен для оценки усвоения типа «зачтено – не зачтено». Его преимущество в относительной легкости составления, простоты применения и компьютеризации. Такой вид теста в настоящее время является преобладающим. Он используется для оценки усвоения знаний и отдельных действий на уровне «понимание и воспроизведение» в процессе текущего контроля и строится по принципу «одна единица содержания учебного курса – один тестовый вопрос – пять вариантов ответа». Его недостаток – малая пригодность для получения дифференцированных оценок при промежуточном и итоговом контроле (усвоения теоретических знаний на уровне осмысления и применения, а также практического освоения отдельных видов профессиональной деятельности).
Сложный тест предназначен для более глубокого контроля и получения интегрированных и хорошо различаемых оценок. Главная особенность и достоинство такого теста – контролируемое изменение трудности тестовых заданий, позволяющее четко дифференцировать обучающихся по успешности обучения. Это качество обеспечивается двумя способами построения (и применения) теста. В первом случае подбирается три группы заданий, различающихся по уровню сложности и соответствующих оценкам «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Обучающимся дается возможность выбрать подходящий уровень трудности. Во втором случае всем обучающимся предъявляется один тест, все задания которого различаются по сложности. Предполагается, что более подготовленные студенты справятся с большим числом заданий, и произойдет естественное ранжирование их успешности (практически все тестируемые получат разные оценки в отличие от предыдущего способа, при котором тестируемые распределяются только на три группы).
Термин сплошное тестирование означает способ контроля, при котором тестируются все единицы содержания учебного курса (или его части), независимо от общего их числа. Он должен быть обязательным для промежуточного и итогового контроля (проводимого службой Регистратора или деканатом), а также частично – для текущего и рубежного, в тех случаях, когда обязательно усвоение каждой без исключения единицы содержания («промежуточный контроль» означает экзамен или завершающую работу после окончания изучения учебного курса; «итоговый контроль» – итоговый по дисциплине или междисциплинарный выпускной экзамен, или выпускную работу по специальности).
Термин выборочное тестирование означает способ контроля, при котором тестируется относительно небольшая часть единиц содержания курса (обычно 10 %), отобранная из их общего числа (списка) случайным образом (лучше всего – компьютером). Предполагается, что полученная приблизительная оценка усвоения курса имеет допустимую точность для самоконтроля обучающимися, текущего и (реже) рубежного контроля со стороны преподавателя.
2.2. Тестирование теоретического учебного курса
При создании и применении тестов необходимо учитывать различия в структуре, особенностях проявления (фиксирования) и усвоения теоретических и практических знаний, познавательной деятельности по их применению, а также практической деятельности по освоению и применению профессиональных умений и навыков.
Структура знаний и деятельности различна (см. п. 3.1.). Назначение теоретического курса – сформировать модель какой-то части мира (специфическое знание) и научить применять ее (сформировать соответствующие умения и навыки в решении познавательных задач практики). То есть его содержание неоднородно. Это влечет за собой качественное различие соответствующих единиц содержания в учебной программе, различие способов обучения и способов фиксирования его результатов.
Иначе говоря, для тестирования теоретического курса необходимо два различных теста: один – для оценки знаний (на уровне «понимание-воспроизведение» и с оценкой «усвоено на приемлемом уровне – не усвоено»); другой – для оценки умения их применять (на уровне «системного осмысления знания и применения по образцу – свободного применения – творческого применения» и с дифференцированной оценкой 3-4-5 баллов). Формально объединив их, получим один комбинированный тест.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.