Мы уже отмечали, что у первоклассников, а особенно у шестилеток, слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, низкая выносливость к статистическим нагрузкам, несовершенная нервная регуляция движений. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка шести-семи лет и, следовательно, требует строго нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка [3].
Но, в противовес физиологическому развитию, психологическое развитие, а именно познавательная сфера, претерпевает большие изменения, которые оказывают благоприятное влияние на развитие каллиграфического навыка. Так, в этом возрасте, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, от примитивных приемов запоминания учащиеся переходят к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Восприятие также изменяется. Если раньше оно носило непроизвольный характер, то в данном возрасте оно становится произвольным. Такое существенное развитие процесса восприятия учитель должен использовать соответствующим образом, т.е. научиться руководить им. В этом возрасте формируется и способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах, что особенно важно при обучении детей письму [27]. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер, что оказывает благоприятное воздействие на процесс запоминания написания элементов букв. [9, 27, 30, 45].
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений - таковы характерные черты письма первоклассников на начальных этапах формирования навыка.
Специальное изучение ряда качественных параметров почерка, временной организации движений и биоэлектрической активности мышц при письме детей, начинающих обучение с 6 и 7 лет, показало, что для шестилеток эта задача гораздо более сложная, чем для семилеток, а различия в скорости письма и величине мышечного напряжения существуют не только в первом классе, но сохраняются на втором и третьем году обучения. Эти особенности необходимо учитывать при обучении письму в начальной школе, так как несоответствие методики обучения объективным закономерностям формирования навыка тормозит его совершенствование.
Важным требованием к письму в начальной школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картина. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро - задача еще более сложная, чем научить писать красиво. Пределы скорости выполнения движений тесно связаны не только с этапами формирования навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений.
Нарастание темпа письма происходит постепенно на протяжении всех лет обучения, достигается увеличением не только скорости написания отдельных элементов, но и слитности на письме, сокращением пауз между отдельными движениями, постепенным уменьшением размеров букв, применением наиболее рациональных соединений между буквами, увеличением связанности при письме. Но при всем при этом следует учитывать тот факт, что увеличение количества букв, пишущихся безотрывно, приводит к быстрому утомлению, нарушению графической правильности, неустойчивости почерка.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.