Если в 1 классе учащиеся работают над становлением каллиграфического почерка в течение всего года, то во 2 классе урокам чистописания отводится 34 часа, в течение целого урока один раз в неделю. Причем письмо строчных, заглавных букв осуществляется по группам в порядке усложнения их начертания:
1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
2. л, м, Л, М, я, Я, А;
3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
4. сС, еЕ, оО, а, д, б;
5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
6. н, ю, Н, Ю, кК;
7. В, 3, з, Ээ, Жж, Хх, ф;
8. Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.
Проводятся упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию, письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, У, Я, X, Н, К, Ф и др. а, у, д, з, в, б, т и др., а также связное ритмичное письмо слов и предложений.
В итоге к концу 2 класса учащиеся должны каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажения букв.
В III-IV классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов но образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
К концу 4 класса дети должны безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов.
На занятиях также проводятся упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций заглавных и строчных букв, линейности, искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д. Программа также рекомендует прописывать учителя буквы и слова в тетрадях учащихся, что позволит учесть их индивидуальные особенности и наиболее правильно сформулировать каллиграфическое письмо.
Работа по каллиграфии, как считает программа, содействует правильному, эстетическому воспитанию школьников, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы [34].
Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:
1. «перевести» звук в букву (имеется в виду фонетико-графическое написание);
2. писать правильно и четко буквы, слова, предложения; списывать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки [33].
Программа развивающего обучения академика Занкова одной из главных целей обучения выдвигает положение об обучении детей чтению и письму, где главенствующую позицию занимают упражнения, помогающие правильно сформировать каллиграфический почерк [32].
Обучение детей каллиграфически правильному письму осуществляется в 1 классе (в первом полугодии). Дети в «Прописях» учатся отрывному и безотрывному письму, построенному на сознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу стороны. Эти элементы соединяют в букве также верхние, средние или нижние соединения в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу буквы соединяются в слова.
В «Букваре» и в «Прописях» широко представлены коррекционно-развивающие задания по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих общеучебных навыков. Данная программа выделяет пять типов заданий такого рода. Все они многофункциональны, их классификация осуществлена по доминирующей функции:
– задания, развивающие способность ребенка дифференцировать звуки, различать высоту и интенсивность;
– задания, нацеленные на установление взаимосвязи звук - его знак.
– задания, требующие перекодирования одних знаков в другие;
– задания на формирование умения точно и последовательно озвучивать ряд знаков: подчеркивание в предложении заданной буквы и т.д.;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.