Сегодня информация становится в буквальном смысле слова золотой. И среди многих средств обеспечения эффективности ее передачи из одного "хранилища" в другое свое место занимает бизнес-риторика. "Бизнес" - потому что это риторика дела. Она уничтожает это нелепое различие между словом и поступком. Само слово становиться действием и приводит к зримому результату. Поведение человека говорящего в центре внимания бизнес-риторики. Мы не воспринимаем речь сугубо как озвученный текст. Нет, речь - это сумма продуманных действий, направленных на достижение ясно понимаемой цели. Три важнейших элемента речевой ситуации в фокусе внимания бизнес-риторики. Это цель, это средства, это путь. Профессионал в своем речевом поведении всегда знает, чего он хочет добиться от аудитории или конкретного человека. В этом смысле его осознанная цель порождает ясную перспективу его речи, которая, безусловно, отсутствует, если конечная точка высказывания не определена. Умение ставить цели - этому учит бизнес-риторика.
Однако, наметив цель, как суметь дойти до нее, если не выверены пути? Заблудиться можно и в трех соснах. Путь - это стратегия взаимодействия с теми, кому предназначена информация. Самое сложное - это научится достигать цели наименьшими усилиями. В этом заключается настоящий профессионализм. И все же в фокусе современной риторической практики - сам говорящий человек. Он определяет цели и намечает пути. От него зависит, насколько эффективным будет речевое взаимодействие. Прагматизм и актуальность бизнес-риторики заключается в том, что, в отличие от классического предмета, она перенесла центр своего внимания с текста на технологии речевого поведения. Конечно, важно, что ты говоришь, но не менее важно - как. Обучение основано на тренировке так называемых внешних и внутренних техник. К первым относятся голос, жестикуляция и мимика, а ко вторым - внимание, мышечная свобода, волевой посыл, отношение, речевое мышление. Благодаря тренировке своих технических возможностей человек приобретает необходимую естественность в любых ситуациях общения. Техника дарит свободу. Это своеобразный базовый элемент, но мастерство создают детали. Каждый в речевом поведении - уникален. Бизнес-риторика не только дает базовую подготовку в виде суммы методов, применяемых в речевом поведении, - она предлагает к изучению основные формы бизнес-коммуникаций, в которых речь играет ключевую роль. Стратегия работы с партнерами на переговорах включает и поиск общего звучания. Когда оно найдено - исчезает элемент борьбы и начинается сотрудничество.
Резко обозначившееся противоречие между значимостью коммуникативно-деятельностных компетенций специалиста в деловом мире и недостаточностью их сформированности у выпускников профессиональных образовательных учреждений позволяет обозначить проблему
: необходимость оптимизации формирования коммуникативно-деятельностных компетенций у обучающихся, интенсификация творческого мышления в профессиональной сфере деятельности человека путем внедрения в образовательный процесс тренинговых технологий, с одной стороны, и в основном репродуктивный характер образовательного процесса в образовательных учреждениях, с другой стороны. Кроме того, стремительные социально-экономические изменения в нашей стране вдруг выявили острую потребность в активных, деятельностных технологиях профессионального образования и личностного роста. Стихийно формирующийся рынок тренинговых образовательных услуг успешно откликается на спрос. Идет лихорадочное «освоение» зарубежных методик (по большей части полувековой давности) без должного осмысления их методологических основ и социально-исторических условий их разработки. Поверхностная адаптация иностранных технологий создает видимость научно обоснованного подхода и приводит к необъективности данных, особенно на этапе их интерпретации*.
На сегодняшний день особую актуальность в нашей стране приобретает именно культурологическая концепция образования
. И связано это с тем, что долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт. Сформировался человек массовый; социологи отмечают такие черты как авторитаризм, переживание комплекса собственной неполноценности, неглубокая историческая память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Однако только благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция — это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации»*. Б.Д.Парыгин рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией», по форме — это поведенческий аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу»* .
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.