Мы установили, что нестандартные уроки преследуют общую цель: поднять интерес обучаемых к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для обучающихся это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей.
Такой урок может сохранять традиционную структуру, то есть организационный момент, сообщение новых знаний, контроль изученного, а может быть оригинальным за счет изменения последовательности обычных этапов, он может иметь игровую основу и т.д.
Эти «увлекательные» дополнения могут быть встроены как фрагменты в структуру урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более 100 типов, даже разработана их классификация.
В классификации, которую предлагает В.А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами [13, с.223, рис. 1].
Рис. 1 - Классификация нестандартных уроков
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Мы предлагаем следующую классификацию нестандартных уроков для обучения лексике в средней школе:
1. Уроки с использованием современных аудиовизуальных и технических средств обучения: Интернет урок (использование Интернет на уроке, либо использование Интернет материалов), видео урок
2. Уроки, направленные на установление межпредметных связей: урок-проект, интегрированный урок.
3. Уроки творчества: Урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок-мюзикл, урок-суд, урок-сказка.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.