Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать следующие выводы.
Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.
Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.
В тех случаях, когда не наблюдаются органические нарушения говорят о функциональной дислалии.
При отклонениях периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.
В свою очередь, функциональная дислалия включает в себя три основные формы:
Акустико-фонематическая – в основе этого вида лежит недостаточность фонематического или слухового восприятия;
Артикуляторно – фонематическая – заключается в том что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и заменяются.
Артикуляторно – фонетическая – включает в себя дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно данной системе языка.
Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.
Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. На котором идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.
Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.
Результаты данного этапа показали, что у пятерых детей высокий уровень развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики и фонематического восприятия так же показали пять детей. Состояние звукопроизношения у четверых детей зафиксирован средний уровень и шесть детей показали низкий уровень развития.
Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.