Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Пети Н. и Марии Р. при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:
— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);
— пощелкать языком (3-5 раз);
— пощелкать языком («погонять лошадок»);
— имитировать языком положение «трубочки»;
В этих упражнениях не было
— четкости артикуляционных движений;
— быстроты и плавности их воспроизведения;
— умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
2. Состояние фонематического слуха определялось с помощью заданий: (покажи где?)
Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.
1) кот – год, 2) мишка – мышка, 3) лук – люк, 4) софа – сова, 5) шар – жар;
(повтори слоговые цепочки)
Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.
1) ба – па, па – ба, 2) са – ша, ша – са, 3)ша– жа – ша, жа – ша – жа, 4) ца – са – ца, са – ца – са, 5) ра – ла – ра, ла – ра – ла. см. (см. Приложение 5)
Система оценки состояния фонематического восприятия
1 балл – точное, и правильное воспроизведение; : слоговой структуры, правильный показ картинки.
0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. (ба – па, ба – па);показ картинки после стимулирования
0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов – паратипов как одинаковых.
0 – балла – отказ, невозможность восприятия.
Максимальное количество баллов – 10
Были определены уровни состояния фонематического слуха: Высокий уровень – 8 – 10 балла
Средний уровень – 5 – 8 балла
Низкий уровень – 5 и меньше.
Результаты показаны в таблице 2.1.3 (см. приложение 6)
Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у пятерых детей, это составило (30%) и у десятерых детей наблюдается высокий уровень, это составило (70%) детей.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.
Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.
Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки – символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:
1) собака – маска – нос, сено – василёк – гусь (см. Приложение 7)
замок – коза, зима – магазин – карточка – символ З
цапля – яйцо – огурец – карточка – символ Ц
Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку – символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Итог занятия
Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.