В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.
В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей – явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал – христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) – в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.
Русская педагогика с незапамятных времен развивалась в полиэтнической атмосфере. Поэтому для нее всегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже XVIII – XIX вв. начинало принимать угрожающее для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики.
Российское просвещение испытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры – литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.
Приложение:
Развитие женского образования в России с древнейших времен до начала
XX
века
Исторический период |
Образовательные учреждения |
период первобытнообщинного строя |
Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться обо всех детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи. Подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их обучали видам деятельности, которые соответствовали потребностям производственной жизни (охотиться и изготовлять орудия труда, собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, приобщали к религиозным тайнам). Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. |
VI-IX вв |
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты |
X-XVII вв |
В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам». |
Первая половина XVIII в (при Петре I) |
В начале XVIII века образование девочек оставалось домашним, для их обучения иностранным языкам, танцам, музыке приглашались учителя , гувернантки и бонны для обучения светским манерам, рукоделию (состоятельные сословия). Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки. В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». |
Вторая половина XVIII в (при Екатерине II) |
В 1763 году в Москве открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц (в нем обучались девицы дворянских сословий). В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков. |
XIX век |
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году- особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ. В 1861 году девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками. Однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. 30 мая 1858 года - «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях. Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ. В 1858 году в Петербурге открыто первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским. В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Всего до конца века было открыто 31 мариинское училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге, остальные – в западных губерниях. В 1860 году при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Также существовали закрытые женские учебные заведения – институты. Во второй половине 19 века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. В 1898 году женских профессиональных школ было только 48, специальных ремесленных школ и классов, учебных мастерских – 30, кулинарных школ и школ домоводства – 3. кроме того, при 165 общеобразовательных школах были классы с преподаванием рукоделия. Бухгалтерских, акушерских, фельдшерских школ и классов было крайне мало, существовали они главным образом при общеобразовательных учебных заведениях. |
Конец XIX начало XX вв |
К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. В конце 90-х годов 19 века – начале 20 века благодаря усилиям демократической интеллигенции растет число женских гимназий и других типов средних женских учебных заведений. В 1897 году в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт. В 1896 году в Петербурге открыты курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.