Начиная с момента своего становления, женское образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к женщине в целом и ее образованию в частности.
Остановившись более подробно на проблемах женского образования в России, было замечено, что долгое время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. У женщин, особенно это касается низших сословий, существовали трудности в получении любого образования (будь то начальное, среднее или высшее). Образование и воспитание женщин проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский "идеал".
C момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
И все же, женское образование - великое завоевание женщин XIX в. Именно образование давало женщинам возможность самим заработать свой хлеб, выбирать свою судьбу. Но, как заявила на Всероссийском съезде по женскому образованию, журналистка и общественный деятель А.В. Тыркова: " .Внутренний рост женского "Я" требует нового сознания женственности. Ведь не утрачивать свою женственность, а только расширять и освобождать её хочет новая женщина"[7]
Итак, проблемы женского образования имеют давнюю историю и во многом эти проблемы определялись отношением к женщине. Менялось отношение к женщине – менялось и отношение к женскому образованию.
В заключение хочется отметить, что женское образование – это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.
[1] История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия
[2] Обще-епархиальный съезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий - женское духовное училище // Тобольские Епархиальные Ведомости. - 1882. с 18
[3] Обще-епархиальный съезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий — женское духовное училище // Тобольские Епархиальные Ведомости. - 1882. - с 19
[4] История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия
[5] Пушкарева Н. Л. Первые российские женщины-ученые // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997.
[6] Константинов Н. А., Медынский Е. М., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. Для педвузов. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М, 1956
[7] Рослякова А.И. Из истории женского профессионального образования. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. И отв.ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 20
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.