Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.
В основе краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Для более оптимального использования ресурсов окружающей местности человеку необходимы были знания о них.
На самых древних стоянках встречаются сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места обитания. Например, большая часть орудий на стоянках Олдувайской культуры в Африке сделана из принесенных камней.
Устойчивое использование одних и тех же источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение.
С появлением письменности эти знания стали фиксироваться более прочно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краеведение лежит в основе истории[1, С. 8].
Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами. Главная задача «краеведа» того времени состояла в угадывании воли богов.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: « живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[6, С. 79].
Конечно же, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Хорошо зная все крупнейшие города, автор умело пользуется своими знаниями психологии правящих князей. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV-XVII вв. начинается новый этап его развития. Любопытные краеведческие сведения содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Первым историком - краеведом Сибири иногда называют Семена Ульяновича Ремезова (1642-1720 гг.), составителя карты Сибири – «Чертежные книги Сибири». Его труды использовали при написании своих трудов такие историки как Миллер, Ломоносов.
Историческому краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[5, С. 192]. Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.