Одна из причин падения интереса к чтению в десятилетнем возрасте, по мнению психологов,— установка на отказ от усилий. Чтение требует активного умственного труда. Читать скучно тому, у кого нет соответствующих мотивов, сильных побуждений, нет интересов. Ставка исключительно на занимательность, увлекательность, игру, к которой часто прибегают библиотекари в пропаганде книги подросткам (викторины, состязания, КВН и др.), не всегда состоятельна. Увлечь и заинтересовать сиюминутно 10-летнего подростка чем-либо необычным легко, но трудно сохранить и поддержать этот интерес, трансформировать его в читательский.
Поиск «удивительного», «необычного» в определенной мере сохраняется у младших подростков и по отношению к художественной литературе. Интерес читателя движет в этом случае фабула, увлекают экстремальная ситуация, супергерой. Это отвечает жизненным потребностям подростка: желанию испытать свои возможности, проверить себя мысленно в необычных обстоятельствах. Отсюда естественный интерес к приключенческой литературе, к которой читатели 10—11 лет относят книги «про индейцев», фантастику, литературную сказку, книги «про ужасы», книги «про войну». Наиболее спрашиваемыми и наиболее читаемыми в этот период, по наблюдениям библиотекарей, являются книги А. Волкова, К. Булычева, Стивенсона, В. Скотта. Охотно читаются детьми книги с мифологическими сюжетами.
Наблюдения показали, что в герое приключенческих книг подросток ценит выше всего храбрость, решительность, даже если эти качества сочетаются с жестокостью и бездушием. Надо помочь развенчать в сознании подростка героев-убийц, какими бы привлекательными они с первого взгляда ни казались. В разговоре о героях следует больше внимания обращать на проявления милосердия, доброты, человечности.
Доминанта читательских интересов 10-11-летних школьников — ориентация на «захватывающее» в книге — может в дальнейшем привести к неразборчивому чтению, к утрате чувства слова. Задача библиотекаря — умело опираясь на интересы детей, рекомендовать им для чтения высокохудожественные произведения.
Контакт с книгой в 10-11-летнем возрасте во многом зависит от осознанности мотивов чтения: для чего подросток читает, что дает ему чтение, что хотел бы он почитать, что может порекомендовать другому. На такого рода вопросы полезно заострять внимание каждого подростка. Если формированию мотивов чтения не уделить в этот период должного внимания, то, как правило, не происходит развития потребностей.
Диапазон познавательных интересов у подростков 12—13 лет значительно расширяется. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания. Как показало исследование Г.И. Гинзбург, для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процесс зарождения у подростка вопросов в связи с прочитанным, характер его самостоятельных действий, направленных на их разрешение, возникновение новых вопросов является существенным показателем его читательской активности.
По степени читательской активности и характеру мотивов чтения научно-познавательной литературы подростков можно условно разделить на три группы. К первой, относятся читатели, ищущие развлекательной, обязательно «новой», «нетрудной» информации «для себя» и книги «для урока». Подросткам этой группы свойственны ситуативность, узкий практицизм читательского спроса, отражающий пассивность их позиции, отсутствие глубоких познавательных интересов. Сталкиваясь с непонятным в тексте, эти читатели пропускают его, не пытаясь уяснить. Познавательная активность этих подростков направлена преимущественно на воспроизведение читаемого (выписывание отрывков текста, цифр, имен, дат и т. п.).
Вторую группу читателей составляют подростки 12—13 лет, способные не только получать из книги информацию, но и сравнивать читаемое с уже известным, соотносить со своим жизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не только новизна материала, но и его связь с предшествующим чтением.
К самой малочисленной группе относятся читатели, чьи мотивы направлены на углубление понимания известного, поиски путей применения знаний. Читатели этой группы, не ограничиваясь восприятием новой информации, стараются понять ее во взаимосвязи с уже известной. Возникающие у них вопросы отражают стремление к поиску существенных связей. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в форме бесед, когда автор подключает читателя к поискам доказательств выдвинутых гипотез, вводит в суть научной полемики. Их интересуют книги, помогающие моделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения к книгам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснение специальных терминов. Они охотно обращаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекомендательной библиографии.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.