На основании полученных данных следует, что большее время было затрачено на выполнении данного задания, которое для данной группы испытуемых имело большую трудность. (в отличие от других методик). Кроме того, развитие мышления на определенном возрастном этапе сыграло большую роль при отыскании правильных слов, как и возраст испытуемого. [17], [19]
Таблица № 10
Сравнительная таблица в отношении мальчиков и девочек по методики «Вербальный лабиринт»
Испытуемые |
Средний показатель времени выполнения задания |
Слабая гибкость мышления в % |
Средняя гибкость мышления в % |
Высшая гибкость мышления в % |
Мальчики |
58 |
10 |
90 |
- |
Девочки |
41 |
- |
70 |
30 |
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что среди мальчиков процентное соотношение детей с высшей гибкостью мышления отсутствуют, а среди девочек такое количество детей равняется 30. Однако различны показатели процентного соотношения детей со средним уровнем гибкости мышления, так девочек – 70 %, а мальчиков больше всего - 90. Кроме того, процентное соотношение девочек со слабой гибкостью мышления нет, в отличие от мальчиков. Следовательно, группа испытуемых мальчиков имеет показатели гибкости мышления ниже, чем группа испытуемых девочек. Так же средний показатель времени выполнения задания у девочек ниже, чем у мальчиков, что свидетельствует о том, что девочками было затрачено меньше времени на выполнение методики, чем мальчиками. [9]
На основании изложенного, можно делать вывод о закономерностях полученных данных, так гибкость мышления мальчиков ниже в силу того, что возраст испытуемых соответственно ниже, чем девочек, кроме того, гибкость мышления в подростковом возрасте развита слабее, чем в ранней юности, о чем свидетельствуют полученные данные методики. А так как девочек старшего школьного возраста больше, то и уровень гибкости мышления у данной категории испытуемых выше, чем у подросткового возраста. [17, 19]
Обработка и анализ результатов по методике «Выделение существенных признаков»
Согласно ниже составленным таблицам и их подробным данным, а также по результатам проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные о способности испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений и несущественные второстепенные.
Таблица № 11
Результаты выполнения методики «Выделение существенных признаков»
ФИО ученика, возраст |
Количество выполненных заданий (количественный показатель) |
Число правильных ответов (качественный показатель) |
Всего баллов, показатель – В без учета времени |
1.Кушнерев Александр, 13 лет |
9 |
7 |
21 |
2.Данилина Дарья, 15 лет |
9 |
7 |
21 |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет |
8 |
6 |
18 |
4.Мирошников Валерий, 16 лет |
8 |
8 |
24 |
5.Еременко Марина, 15 лет |
8 |
8 |
24 |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет |
8 |
7 |
21 |
7.Тихонов Денис, 13 лет |
9 |
7 |
21 |
8.Черкашин Сергей, 16 лет |
9 |
8 |
24 |
9.Тенизбав Никита,17 лет |
9 |
8 |
24 |
10.Питимко Артем, 17 лет |
10 |
10 |
30 |
11.Коренева Светлана, 18 лет |
9 |
9 |
27 |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет |
8 |
8 |
24 |
13.Богатырева Светлана, 17 лет |
9 |
7 |
21 |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет |
9 |
9 |
27 |
15.Шевцова Ольга, 18 лет |
9 |
9 |
27 |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.