Для повышения наглядности учебного материала МСО рекомендуется использование таблиц и схем.
При создании МСО рекомендуется использование таблиц при необходимости:
повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;
осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, предметы, фрагменты текстов и др.);
осуществить группировку множества объектов;
произвести систематизацию объектов.
При разработке таблиц для МСО рекомендуется соблюдать следующие основные правила:
в таблице должно быть минимально количество комментирующего материала;
верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы;
цветовая палитра таблицы не должна приводить к пестроте;
количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т.п.
МСО могут удовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в МСО графиков, диаграмм, аппликаций, схематических рисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор МСО раскрывает явления в их логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.
Красочно оформленное МСО, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.
Наряду с рекомендациями психологического характера для разработчиков МСО можно сформулировать несколько рекомендаций, соответствующих положениям современной дидактики. При разработке МСО целесообразно предусмотреть:
наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
разбиение по степени трудности и сложности материала;
наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
наличие итоговых обобщающих схем;
использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала;
сопровождение теоретических описаний практическими примерами;
описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.).
доступность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
простоту навигации по учебному материалу;
сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.
Построение МСО рекомендуется производить с учетом замкнутой системы управления, основанной на наличии внутренних и внешних обратных связей. Работая с МСО, обучаемый должен оперативно получать информацию о правильности (или эффективности) своих действий. Основной информацией внутренней обратной связи могут стать результаты расчетов с использованием математических моделей изучаемых объектов или процессов. Рекомендуется предоставлять обучаемому дополнительную информацию, которая бы стимулировала и помогала проводить вдумчивое изучение результатов расчета.
В состав таких МСО рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике профессионально занятых обучаемых. МСО должны быть разнородными по задачам, решаемым в ходе целостного процесса обучения.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.