Таким образом, выявлены следующие подходы к педагогическому мастерству: хорошее знание предмета (владение ЗУНами), выполнение педагогической деятельности на уровне имеющихся высоких образцов и эталонов (высокая репродукция ЗУНов) (А.К. Маркова, А.А. Реан); комплекс личностно-деловых качеств (В.А. Сластенин, И.А. Зязюн, Н.Н. Тарасевич); умение исследовать педагогические ситуации, формулировать на их основе профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями (А.С. Макаренко, Н.В. Кузьмина).
В контексте данного исследования представляется целесообразным использовать определение педагогического мастерства, основанное на взглядах Н.В. Кузьминой: педагогическое мастерство - это владение профессиональными психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, позволяющими педагогу успешно исследовать педагогическую ситуацию, с учетом этой ситуации формулировать профессиональные педагогические задачи и решать их в соответствии с поставленными целями.
По нашему мнению, к умениям педагога-мастера можно отнести выделенные А.К. Марковой (ПТУ,18) профессиональные психолого-педагогические умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации, осуществления коммуникации, использования педагогического самоанализа. К ним относятся: умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогической задачи; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в условиях проблемной педагогической ситуации; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач. Также необходимо выделить умения, связанные со способностью педагога анализировать и оценивать свою деятельность в целом, соотносить между собой задачи, цели, способы, средства, условия, результаты деятельности.
Педагогическое мастерство предполагает также наличие у преподавателя коммуникативных умений, способствующих установлению эффективного педагогического взаимодействия с учащимися, коллегами. К коммуникативным умениям относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения учащегося, умение создать обстановку доверительности и др.
Таким образом, анализ литературы по проблеме педагогического мастерства показал, что при множественности подходов к данному явлению, оно остается недостаточно изученным. Выявлены нерешенные задачи: разработки критериев и способов измерения и оценки педагогического мастерства, построения формирующих педагогическое мастерство образовательных технологий.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.