Рассмотрим пример программы раздела «Технология обработки древесины».
Древесина — неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся получают первоначальные представления о технологии ее ручной обработки.
Таблица 1
Модуль. Обработка древесины
Класс |
Практические работы |
Опорные |
Упражнения, технологические задания | ||
знания |
умения | ||||
V |
1. Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы. 2 Изделия из фанеры различной формы |
Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Приемы разметки деревянных заготовок. Инструменты ручной обработки древесины, приспособления. Правила безопасной работы |
Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон) |
Выбор материала для изготовления изделия. Экономное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с помощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий | |
Для проведения занятий по теме не требуется какое-то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если это возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете трудового обучения, где имеются для этого все необходимые условия.
Обработка древесины, обладающей значительной прочностью, твердостью (в отличие от бумаги, ткани), требует от младших школьников значительных физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами.
Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резьба) и др. – требуют от учащихся высокой точности, аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися всеми операциями по обработке древесины необходимы предварительные тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов и способов их осуществления.
Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость соблюдения правил безопасного обращения с колющими и режущими инструментами.
Изделия, выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса, школы. В процессе работы младших школьников с древесиной анализируются и широко используются математические, природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к систематической самообразовательной работе.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.