Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа:
На первом - констатирующем - этапе определялся исходный уровень развития эвристического мышления учащихся 4 классов на уроках математики, анализировались и интерпретировались полученные результаты. Основными методами исследования на данном этапе были анализ учебных программ, работ учащихся, а также наблюдение, тестирование, беседа.
На втором - формирующим - этапе использовались формы и методы обучения эвристическим приемам на основе решения эвристических задач с целью развития эвристического мышления. Были реализованы выделенные нами необходимые и достаточные педагогические условия развития эвристического мышления у школьников на основе созданной педагогической модели. Данный этап сопровождался корректировкой основных задач исследования, выдвинутых теоретических и практических положений. Осуществлялась адаптация теоретического и практического математического материала для решения поставленных задач. Для фиксации и анализа результатов использовались наблюдение, тестирование, беседы, анализ работ учащихся. Проводился сравнительный анализ уровней развития эвристического мышления школьников (по результатам контрольных срезов).
На третьем - обобщающем - этапе проводилась обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций. Этот этап был направлен на сопоставление прогнозируемых и полученных в практической работе результатов, на их осмысление и внесение окончательных корректив в теоретические положения исследования и разработанные для практического применения методические и дидактические материалы.
Для определения уровня развития эвристического мышления учащихся нами были выделены следующие уровни и показатели:
Уровень |
Показатели |
Рецептивный (начальный) |
- выделение ключевых понятий; формулировка определений объектов, участвующих в задаче, но неумение применить эти определения |
Репродуктивный (низкий) |
- правильное определение расчетных формул, верный выбор алгоритма для стандартной задачи; правильное произведение расчетов, применение выбранного алгоритма для стандартной задачи |
Репродуктивно- продуктивный (средний) |
- верная интерпретация результатов расчетов примененного алгоритма для стандартной задачи; выбор оптимального способа решения или оптимизация стандартного, исходя из условий стандартной задачи |
Продуктивно- репродуктивный (достаточный) |
- способность применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях при решении эвристических задач 1 типа; нахождение своего способа решения, отличного от известных; самостоятельное осуществление поиска и отбора необходимой дополнительной информации для эвристической задачи второго типа |
Эвристический (высокий) |
- успешное решение эвристической задачи 1 типа; успешное решение эвристической задачи 2 типа |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.