Важнейшие характеристики учебника:
1) учебник-модель педагогического процесса (В.П. Беспалько);
2) учебник объединяет в себе предметное содержание и
виды познавательной деятельности (Д.Д. Зуев);
3) призван служить организации всего процесса обучения (И.Я. Лернер);
4) в основе его построения должна лежать определенная методическая система (Л.В. Занков);
5) в учебнике в определенной мере запрограммирована методика обучения, поскольку он представляет собой своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения (М.Н. Скаткин);
6) теория учебника - в то же время определенная теория обучения
(В.В. Краевский).
С одной стороны, учебник выступает как «посредник» между учителем и учеником, а с другой - учитель выступает в роли посредника между учебником и учеником:
Учитель Ученик
Учебник
В этой системе имеют место три группы отношений (подсистем): учитель - учебник, учитель - ученик, ученик - учебник. Первая подсистема подчинена последующим двум, поскольку учитель работает с учебником, чтобы организовать учебный процесс в классе и
направить домашнюю самостоятельную деятельность учащихся с учебником ("вторым после учителя источником знаний).
Основными компонентами содержания учебника, имеющими определенный состав и средства воплощения в учебнике, выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная. [5]
1. Информационная компонента представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
2. Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
3. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
4. Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую. идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и
изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и др. средствами.
Функции современного школьного учебника
Некоторые авторы считают возможным говорить о глубоком кризисном состоянии в области разработки учебных книг для школьников, связанном прежде всего с тем обстоятельством, что традиционный предметно-центрический взгляд на учебник пришел в противоречие с объективными потребностями школьного образования, среди которых на первый план вышла задача развития индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика.
По мнению А.3. Рахимова, выход из создавшегося кризиса следует искать в создании логико-психологической концепции школьного учебника па основе положений диалектической логики и психологической теории деятельности (Рахимов, 1991).
В отечественной педагогике вопрос о том, каким быть школьному учебнику, активно обсуждался многими авторами. Важную роль в этом обсуждении сыграла подготовленная проблемной группой издательства «Просвещение» серия сборников «Проблемы школьного учебника», выпуски 1-20 (1971-1991) под редакцией Д.Д. Зуева, в которых был сформулирован целый ряд принципиально новых позиций относительно содержания, структуры, функций и стиля такой учебной книги, как школьный учебник.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.