Фрагмент урока.
Использование приёма «колесо проблем» при изучении темы
«В творческой мастерской: Сочиняем сказку»
Тема: «В творческой мастерской: «Сочиняем сказку»
Приём – «колесо проблем»
Фаза – осмысление
Учитель: Теперь мы приступаем к интереснейшему делу. Результатом работы сегодняшнего урока должно стать сочинение –сказка по всем правилам фольклора. Но сначала давайте определим задачи сказки, заполнив «Колесо проблем» и попробовав свои творческие способности.
«Колесо проблем»
на какие классы
делятся
каковы цели какие бывают герои сказок
СКАЗКА
каковы художественные
признаки какова композиция
какие художественные
пространства
(Заполняется учениками при помощи учителя в процессе ответов)
Учитель: С чего начнём работу? Давайте вспомним, на какие классы делятся фольклорные сказки? (На волшебные, про животных и социально-бытовые).
Учитель: Что является обязательным в любых сказках? (сказочный художественный мир)
Учитель: Какие герои встречаются в сказках? (животные, люди)
Учитель: Какую роль играют животные в волшебных сказках, в сказкух про животных? (роль помощника, роль героя)
Учитель: Какое художественное время в сказках: прошлое, настоящее или будущее? Чем вы можете доказать, подтвердить, что в фольклорных сказках время всегда прошлое? (сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошлом времени: «жили-были», «на пиру был», «мёд-пиво пил» и т.д.)
Учитель: Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке? (любое, в разных сказках – разное)
Учитель: Чем отличается художественное пространство бытовой сказки и волшебной сказки?
Учитель: Какие люди бывают в сказках?
Как делятся герои?
Что воплощают положительные герои?
Какие качества народ считал идеальными?
Где и как эти главные герои эти качества проявляют?
Какая художественная условность волшебной сказки способствует тому, чтобы герой проявил свои лучшие качества? (уход из дома).
Кроме героев ещё какие-нибудь люди могут быть в сказках?
В каких образах ещё могут быть волшебные помощники?
Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали? (троекратное повторение, олицетворение, поястоянные эпитеты)
Какова композиция сказок? (зачин, …)
Какова цель фольклорной сказки?
Какие названия сказок вам известны? (приводят примеры)
В чём их особенность? Какие по объёму могут быть названия?
Что должно отражать название сказки?
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.