Урок литературы в 5 классе по теме
«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».
ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА
(мастерская слова)
Тип урока: Урок-обобщение.
Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).
Цели урока:
1) Образовательные:
1. обобщение материала по данной теме;
2. формирование умений и навыков применения образно – выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;
3. реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;
2) Воспитательные:
1. развитие культуры речи;
2. развитие умений работать в группах, парах;
3. развития умения слышать и чувствовать собеседника;
4. воспитание эстетического вкуса.
3) Развивающая:
развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
Подготовка урока, оборудование: диск с записью произведений П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова, Ф.Шопена, А.Моцарта. Репродукции картин на тему «Зима», интерактивная доска.
Ход урока:
I. На доске — стихотворение Владимира Соколова.
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
II. Слово учителя
За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы.
Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…
— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)
— как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)
— а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)
(На доске открывается тема: «Волшебница зима» мастерская слова)
Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!
С некоторыми средствами выразительности языка мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.
(Каждому ученику или паре учеников даётся вопрос, напечатанный на листочке, на который они должны дать экспресс-ответ.)
Варианты заданий:
1. К данным определениям подберите слово синоним, название образно – выразительного средства языка:
яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);
перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);
изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).
2. Определите вид образно – выразительного средства языка:
“опять серебряные змеи через сугробы поползли”;
“утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило”;
“по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается”;
“только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков”.
III. Слово учителя
Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.
(Каждому ученику выдаётся планшет.)
Зима в метафорах:
Я вижу: …….
Я слышу: …….
Я чувствую: ……
Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.