Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательной потребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемой проблеме.
Проблеме формирования познавательного интереса у школьников посвящен целый ряд исследований (Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф.Захаревич, Л.М.Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С.Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус .» [5, с.67]. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Проблеме формирования интереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [37, с.412]. Огромную роль интересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко» [33, с.456].
Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта.
В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в любознательность. Он увидел и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При этом, отдавая должное развитию произвольного внимания, указывая, что нельзя отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.