Урок. (2 академических часа)
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Методы урока. Лекция. Сообщения учащихся.
Задачи урока:
Показать единство биологических закономерностей для всей живой природы.
Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения.
Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей).
Нравственное воспитание (ознакомление учащихся с успехами медицинской генетики и высокогуманной сущностью медицинской науки).
Развитие умения выделять главное (конспектирование при объяснении учителя), развитие самостоятельности в приобретении знаний и познавательного интереса (подготовка выступлений, сообщений для урока).
Оборудование.
Презентация автора урока “Генетика человека”.
Карточки с афоризмами: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя” (И.П.Павлов). “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” (Г.Гейне).
На столы учащихся карточки с таблицами: таблица 1 “Характеристика близнецов”, таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”, таблица3. “Отрицательные последствия родственных браков”
Самодельные таблицы “Близнецовый метод”, “Генеалогический метод”, “Цитогенетический метод”, “Доминантные и рецессивные признаки у человека”.
Литература для дополнительного чтения. Н.П. Бочков “Гены и судьбы”, М. “Молодая гвардия”, 1990 г; Ш.Ауэрбах “Наследственность”, М. “Атомиздат”, 1969 г; Ю.П.Лаптев “Занимательная генетика” М. “Колос”, 1982 г; И.П. Карузина “Биология” М. “Медицина”, 1977 г; Н. Дубинин, В. Губарев “Нить жизни” М. “Атомиздат”, 1968 г; Н.П. Дубинин “Генетика и человек” М. “Просвещение”, 1978 г; З.С. Киселева, А.Н. Мягкова “Методика преподавания факультативного курса по генетике” М. “Просвещение” 1979 г.
Усвоение новых понятий:
генеалогический метод
цитогенетический метод
близнецовый метод
биохимический метод
популяционно-генетический метод
трисомия
синдром Шерешевского-Тернера
синдром Клайнфельтера
фенилкетонурия
синдром Дауна
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вступление в тему. Фронтальное повторение вопросов:
Основные закономерности при моно- и дигибридном скрещивании, модификационная и мутационная изменчивость.
3. Формирование новых понятий.
Вопросы на доске:
Методы изучения наследственности человека.
Примеры рецессивных и доминантных признаков у человека.
Хромосомные аномалии.
Медицинская генетика и ее задачи.
Учитель. Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?
Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметов многочисленных исследований, в том числе и генетических.
Генетика человека – раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.
В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.
Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.