Специфика применения этого метода в начальных классах проявляется:
а) в конструировании учебных проблемных заданий, которые ученики будут решать самостоятельно, но обязательно под руководством учителя поскольку они носят учебный характер. Целью их использования является не только (и не столько) усвоение новых знаний и умений (их можно подать и в готовом виде), как овладение ребенком опыта целостного решения проблемы;
б) в способах руководства самостоятельной поисковой деятельностью учащихся.
Для самостоятельного решения используют разные учебно-проблемные задания. Во время их выбора учитывается несколько о6стоятельств. Во-первых, с помощью исследовательского метода организуется усвоение такого содержания учебного предмета, который имеет познавательное и практическое значение для ученика, поскольку самостоятельная творческая деятельность требует больше времени для своей реализации в сравнении с другими видами. Во-вторых, доказательство версии нуждается в таких методах познания, какие доступны ученикам начальных классов. В-третьих, в работе с младшими школьниками, особенно на начальных этапах привлечения их к самостоятельному решению целостной проблемы, целесообразно использовать такие задания, в которых доказательство версии осуществляется в материальной или материализованной форме. В-четвертых, для самостоятельного выполнения конструируются проблемные задания, для которых способ решения конкретной проблемы является результатом перенесения известного способа в новые условия по аналогии.
Учебные проблемные задания в структуре исследовательского метода следует называть учебно-исследовательскими, чтобы подчеркнуть их особенности и специфику выполнения. Учебно-исследовательские задания, которые ученик выполняет самостоятельно, хотя по содержанию они могут быть одинаковыми для группы или всего класса. Отметим, что разные уровни общей готовности детей и опыта выполнения ими отдельных поисковых умений требуют индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности. Индивидуализация осуществляется путем построения на одинаковом содержании вариативных заданий, которые имеют разный уровень сложности для детей с высоким, средним и низким уровнями готовности. Дифференцируются исследовательские задания и через разную степень помощи учителя. Такие задания лучше предлагать ученикам в письменном виде.
Во время выполнения учениками учебно-исследовательских заданий большое значение имеет текущий контроль. Он дает возможность выявить трудности каждого ребенка и своевременно обратить на них внимание, предупредить накопление ошибок, создать позитивное отношение к поисковой деятельности. Этот вид контроля базируется на постоянной обратной связи, имеет свои особенности в процессе использования исследовательского метода обучения. Обратная связь осуществляется в основном опосредованно, в частности через: наблюдения учителя за исследовательской деятельностью каждого ученика; анализ причин восприятия и невосприятия помощи; анализ вопросов и обращений к учителю и к самому себе; анализ эмоционального состояния детей (радость, беспокойство, разочарование, удивление). Кроме того, текущий контроль дает возможность своевременно корректировать самостоятельный поиск учеников.
Младшие школьники только овладевают опытом решения проблем, и в частности целостных. Поэтому выбор способов и средств коррекции и регулирования, которые обеспечивали бы гибкость педагогического управления на каждом этапе и не превратили бы исследовательскую деятельность в эвристическую, является очень важным.
На первом этапе ученического исследованиясоздается проблемная ситуация. Анализ ее позволяет ученикам осознать содержание противоречия, самостоятельно сформулировать или воспринять ту проблему, которую предлагает учитель. С целью устранения трудностей на этом этапе используются такие приемы:
а) система «наводящих» (без подсказки) вопросов, заданий. («Рассмотрите и устно опишите внешний вид… Не возникает ли у вас вопросов во время этого?»);
б) ориентирование учеников на анализ содержания исследовательского задания и сравнение его составляющих частей, то есть выделение сторон, которые вступают в противоречие. («Прочитать задание. Выделить те части, в которых закончены мысли об объекте… Сравнить эти части. Какой вопрос можно поставить?»);
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.