Актуальность исследования. Информатизация общества - это создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь. Их применение в учебном процессе как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения дает возможность использовать психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения, что ведет к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Так , федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования № 788 от 22 декабря 2009 по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» в числе базовых компетенций называет следующие:
- готовность специалистов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работа с компьютером как средством управления информацией;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности;
- способность применения информационных технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса [66] .
Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем.
Среди них можно выделить следующие направления:
выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс;
разработка методики использования компьютерных технологий в практической деятельности;
подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс;
подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений;
материально-техническое оснащение образовательного учреждения;
поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Основой подготовки ребенка к использованию компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование: информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса, в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».
Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.
Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Компьютерные технологии в педагогическом образовании: особенности правового и методического регулирования».
Цель исследования: Выявить и проанализировать особенности методического и правового обеспечения компьютерных технологий в педагогическом процессе
Объект исследования: особенности организации образовательного процесса обучения студентов и школьников с использованием ИКТ.
Предмет исследования: является нормативно – правовые аспекты применения компьютерных технологий в практической деятельности преподавателя
Задачи:
рассмотреть понятие «компьютерные технологии»;
проанализировать использование компьютерных технологий в процессе обучения»;
рассмотреть компьютерные технологии и их особенности с методического и правового регулирования;
разработать конспект урока с применением КТ.
Методологическую основу исследования составили системный подход, наблюдение, методы анализа и синтеза дидактических положений, принципов, форм, методов использования компьютерных технологий в образовательном процессе,
В исследовании нашли отражения положения теорий педагогической технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, М.В.Кларин); проблемы информатизации и компьютеризации образования (И.Г.Захарова, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина др.), дидактические аспекты использования компьютерных технологий (Ю.К.Бабанский, Е.И.Машбиц, Л.И.Корнеева), правовые аспекты (Дж.Кехир, K.Боврей, С.Tейлман, Дж.Смирс, Х.Порсдам, Б.Андересен, K.Сидери, Г.Весткемп, П.Д'Агостино, С.Конзелман и многие другие).
Важным источником информации стали материалы специализированных научных журналов, таких как «Право и образование», «ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ», «Международный электронный журнал», «Дистанионное образование», «Проблемы информатизации высшей школы», «ИТО», «Дистанионное образование и связь. Однако несмотря на достаточное количество работ посвященных компьютеризации , исследуемая проблема является не до конца решенной, в частности не достаточно разработана с правовой точки зрения.
Практическая значимость работы состоит в разработке урока с использованием компьютерных технологий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.