Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Процесс трудового обучения сложен и многообразен. Методика трудовой подготовки - одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ.
Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итого длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая.
Таким образом, сложилось противоречие между стремлением педагога довести весь программный материал до учащихся и выбором современных электронных средств обучения, применения на уроках технологии.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему
исследования - выявление наиболее эффективных методов использования электронных средств обучения.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Методика использования электронных средств обучения на уроках технологии».
Объект исследования – электронные средства обучения.
Предмет исследования – использование электронных средств обучения на уроках технологии.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных средств обучения на уроках технологии и разработка методической системы использования электронных средств обучения.
Анализ теоретических исследований по проблеме и изучение педагогического опыта использования электронных средств обучения в массовую школьную практику позволили выдвинуть гипотезу исследования, которая состоит в предположении, что использование современных электронных средств в учебно-воспитательном процессе по технологии повысит качество знаний и умений учащихся по данному предмету, будет способствовать развитию навыков самостоятельной работы, если разработана специальная методика использования электронных средств при обучении технологии.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.
2. Определить состояние применения электронных средств обучения в практике преподавания технологии.
3. Выявить психолого-педагогические и технические методы использования электронных средств при обучении технологии.
4. Разработать методику использования электронных средств при обучении по разделу «Технология обработки древесины».
Теоретико-методологическую основу исследования составили: - на методологическом уровне: системный, личностно-ориентированный, ценностно-деятельностный: Н.Д. Андреева, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Ефимов, и др.
- на психолого-педагогическом уровне: Е.Д. Божович, Н.Е. Кузнецова, В.В. Сериков, И.Э. Унт, И.С. Якиманская;
- на частно-методическом уровне П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Б.Д. Коммисаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В. Половцов;
Для решения поставленных задач использован теоретический метод анализа психолого-педагогической литературы.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что разработана и научно обоснована методика проведения уроков технологии с использованием электронных средств. Практическая значимость данной работы заключается в создании и реализации методики использования электронных средств при обучении технологии; разработке программно-методического комплекса "Технология обработки древесины", ориентированного на широкое использование в практике школьного курса технологии. Даны рекомендации по применению электронных средств обучения в общеобразовательных учреждениях.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы 35 страниц компьютерного текста (без приложения).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.