Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий.
Герберт Маршалл Маклюэн
В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г. М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил новое подтверждение [7, 3].
Распространенным является суждение о том, что «мы живем в век информации и коммуникаций», а это не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем.
Современные информационные и коммуникативные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. На сегодняшний день можно отметить, что система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п.
Система образования - это в первую очередь учителя, и от их профессиональной подготовки зависит очень многое. В современном образовании существует много проблем, а в связи с информатизацией возникла еще одна: переподготовка кадров. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т. д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [7, 5].
Исходя из выше сказанного, была поставлена цель данной работы, которая состоит в том, чтобы разработать систему уроков с применением ИКТ в 6 классе при изучении положительных и отрицательных чисел.
В то же время автором были сформулированы такие задачи, как:
проработать литературу по изучаемой теме;
познакомиться с методикой работы по использованию ИКТ при обучении математике;
разработать конспекты уроков математики в 6 классе с учетом использования компьютерных технологий.
Объектом
исследования
является процесс обучения математике.
Предметом исследования
является использования компьютера при обучении математике учащихся 6 класса.
Контингентом
являются учащиеся 6 класса СОШ №21.
Гипотеза:
использование информационных технологий на уроках математики повышает активизацию деятельности учащихся на уроке.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы использования компьютера при обучении учащихся. Во второй разработаны конспекты уроков с учетом использования мультимедиа.
Тезаурус
Медиа
– средства массовой информации.
Мультимедиа
– совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде.
Мультимедиа-компьютеры
– компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
ТСО
– технические средства обучения.
ПМК
– предметно-методический комплекс.
НИТ
– новые информационные технологии.
РЦИСО
– российский центр интерактивных средств обучения.
КПД
– коэффициент полезного действия.
ПК
– персональный компьютер.
Информационная технология
- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Образовательная технология -
это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
МСО
– мультимедийные средства обучения.
Образовательная технология
- это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Компьютерная презентация
- это набор слайдов и спецэффектов, использующиеся для показа на экране.
PowerPoint
– графическая программа для создания и редактирования презентаций [1,34].
Глава 1. Теоретическое обоснование использования мультимедиа аппаратуры
«Следует упражнять чувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранять прирожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении».
А. Дистервег
Современная проекционная аппаратура, представленная на отечественном рынке огромным количеством моделей, в основном зарубежного производства, является, как правило, мультимедийной (многофункциональной). Многие модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство [8,87].
Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого как «средства массой информации» [2,528]. «Мультимедиа» означает совокупность программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и звуковом виде [3, 426]. Мультимедиа-компьютеры – компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.) [8,87]. Мультимедиа – средства, которые становятся все более распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере мультимедийными.
Мультимедиа – компьютер должен иметь:
- дисковод для компакт-дисков
- звуковую карту, позволяющую воспроизводить звуковые записи, а также синтезировать музыку, записывать в формате MIDI (электронный аналог нот)
- видеосистему, позволяющую работать как минимум в видеорежиме с разрешением 640*480 точек с 65 536 цветами на экране.
Кроме перечисленного для воспроизведения звука необходимы еще акустические системы (колонки) или наушники.
Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной аппаратурой может заменить практически почти все традиционные ТСО.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.